113.
Руссо
(30.04.2007 18:22)
0
В настоящее время гражданами РФ являются 3721 удин. (информация: Российский статистический ежегодник 2006 год). Дорогие удины! Вам предлагается отрывок из докторской диссертации моего папы - Данакари Р.А. Материалы подготовлены на основе книг славной дочери азербайджанского народа, патриота Азербайджана и защитницы удин Ф. Мамедовой. УДИНЫ
История этнического бытия удин, одного из древнейших автохтонных народов Кавказа, проживающих на территории Азербайджана, насчитывает 25 веков своей истории. Если обратиться к эпохе древних цивилизаций, к книгам античных историков Геродота, Фукидида, Страбона, Плиния, Тацита, Птолемея, Плутарха и др., то увидим, что удины – это один из самых древних и автохтонных этносов Кавказа. В античной Кавказской Албании, которая занимала значительную территорию современного Закавказья, начиная от Дербента, удины, как многочисленный этнос, занимали огромный ареал расселения, том числе и Карабах. Вместе с другими племенами они сперва боролись против экспансии империи Александра Македонского, на стороне древних персов участвовали в битве при Гавгамелах, а через несколько столетий, как видно из «Географии» Страбона, на берегах реки Куры, стремились противостоять могущественной римской армии полководцев Лукулла, Помпея и Антония1. В первых веках новой эры в античной Кавказской Албании появляются первые проповедники христианства. Здесь были созданы первые христианские общины, основанные апостолами Иисуса Христа Фаддеем и Варфоломеем2. Христианское учение широко распространяется в стране. В 313 году албанский царь Урнайр объявил христианство государственной религией. В этот период это была могущественная и развитая страна со всеми государственными атрибутами и символикой, огромной территорией, развитым хозяйством, культурой, письменностью, литературой. Осуществляется перевод Библии и других богословских книг с арамейского и греческого на местные языки. Создается литургическая и агиографическая литература. Появляется Албанская Автокефальная Апостольская Церковь со своим католикосом. Однако в VIII веке в Закавказье начинаются завоевания Арабского халифата. Арабы огнем и мечом завоевывают страну, истребляют непокорных, разрушают города, уничтожают материальную и духовную культуру. Все это положило начало ликвидации государственности античной Кавказской Албании и постепенному, через нескольких столетий, ее исчезновению с политической карты мира. В ХIV веке появляются полчища монголов, а затем и Тамерлана, которые оказывают дальнейшее негативное влияние на историческое бытие народов, в том числе и удин. Таким образом, на протяжении нескольких тысячелетий на территории бывшей Кавказской Албании в драматической и трагической форме шли процессы ассимиляции и аккультурации. С одной стороны, это исламизация, арабизация и тюркизация, а с другой – принудительное принятие григорианства и арменизация. Однако, несмотря на все трагические перипетии истории и судьбы, проблемы и трудности, удины сохранили свой язык, религию, культуру. Особое место в истории античной Кавказской Албании занимают отношения с русами, с Москвой и Россией. На протяжении своей истории удины неоднократно обращались к Москве, России с просьбой о помощи. Их генетическая память сохранила прибытие в Х веке русов в средневековую Албанию, ее столицу – город Партав (современный г. Барда в Азербайджане). Сохранились письма удинов к главе Российской империи Петру I, в которых они жаловались на тяжелую судьбу, притеснения христианского населения. В эпоху правления Екатерины II у некоторых государственных деятелей, в частности Потемкина, появилась идея о восстановлении Албанского государства как союзника и оплота России в Закавказье. Однако, как пишет Ф. Мамедова, всемирно-известный ученый-албановед, специалист по истории социально-политической и культурной жизни античного Азербайджана – Албании, с 1828 года, после окончания русско-иранской войны и присоединения Северной части Азербайджана к Российской империи, начался ускоренный процесс арменизации албан-удин. В эпоху царствования Николая I произошло одно из самых драматических событий в религиозной жизни удин. В 1836 году по решению Святейшего Синода и по высочайшему повелению Николая I были ликвидированы патриаршество и упразднена Албанская Автокефальная Церковь, все было передано духовному центру армян с ХV века – Эчмиадзину. В начале ХХ века Армяно-григорианская Церковь, с разрешения Русского Синода, уничтожила в числе старых архивов и архив Албанской церкви, тщательно скрыв следы албанской литературы. В результате были сожжены и уничтожены древние и старинные книги, утеряна хозяйственная утварь и огромные ценности, прерван почти двухтысячелетний религиозный опыт. Словом, безвозвратно потерян огромный пласт духовной культуры, традиции богослужения, особый язык, «жизненный мир», обряды, обычаи. С тех пор албаны по религии стали григорианцами и стали считаться армянами. Часть албан, приняв ислам, исламизировалась, а впоследствии тюркизировалась-азербайджанизировалась; часть албан, приняв православие, грузинизировалась, переселившись в Кахетию. Процесс деэтнизации албан был очень сложным, болезненным, вызывающим возражения1. Однако в XIX-XX веках часть удин, несмотря на активные процессы естественной и искусственной ассимиляции – арменизацию и исламизацию, на весь драматизм и трагизм своего многотысячелетнего исторического бытия, смогла сохранить свой язык, культуру, традиции и обычаи. В 1922 году, потрясения и трагические события гражданской войны после развала Российской империи заставили часть удин покинуть Азербайджанскую ССР и переселиться в Грузию и другие республики Советского Союза. За столетие переселенцы подверглись значительной ассимиляции и аккультурации, почти потеряли свой язык, традиции и обычаи, влились в грузинский этнос. Многоязычие удин является уникальным феноменом истории их этнического бытия. С 1875 года в Елизаветпольской губернии начинает функционировать первая православная удинско-русская школа. В ХХ веке удины учились на армянском, азербайджанском и русском языках. Со второй половины прошлого столетия они почти полностью стали русскоязычными. Удинам за многие тысячелетия проживания удалось остаться на своей исконной территории, сохранить культуру: язык, религию, свою самобытность, самосознание, этноним (самоназвание). По мнению Ф. Мамедовой, роль и значение удин в истории Азербайджана подобна роли кельтов в жизни и формировании англосаксонской и французской наций. Удины – один из древних и автохтонных народов Кавказа, прямые потомки албан, которые, в числе прочих, являются предками азербайджанского народа и этносов Дагестана2. Их язык относится к кавказской языковой семье, дагестанской группе. Алфавит состоит из 52 букв, а язык изобилует гортанными, свистящими и шипящими звуками. Таким образом, с 1836 года часть удин, лишенная церковной обители, вынуждена была терпеть все невзгоды и лишения, однако сохранила родной язык и религиозные корни. Их судьба не имеет аналогов в истории христианства. Ярким примером может быть драматическая история и судьба семьи-фамилии русского религиозного философа Павла Флоренского, мать которого была из древнего албанского аристократического рода. Философу на протяжении всей жизни стоило больших усилий выявить что-либо о прошлом своей матери, о ее родовых корнях, ибо на это было наложено табу1. Возвращаясь к истории удин-албан, отметим, что в конце прошлого столетия повторилась трагедия начала ХХ века, но теперь уже это было связано с распадом Советского Союза. Начало карабахского конфликта и драматические и трагические события 1988-1990-х годов заставили часть удин, живущих в Азербайджане, снова покинуть историческую родину и переехать в страны СНГ. Сегодня на этнической карте мира осталось исторически единственное, компактное место проживания удин – это поселок Нидж Габалинского района Азербайджанской республики, в котором живет около 4 тысяч удин. В мае 2006 года в их жизни произошло событие огромного всемирно-исторического значения. При поддержке государственных органов, депутатов парламента, научной и культурной общественности Азербайджана, а также Норвежской Гуманитарной Ассоциации после реставрации в родном поселке Нидж открылась средневековая удинская церковь. Она была освящена служителями Бакинской епархии Русской православной Церкви. Началось возрождение античной Албанской православной церкви. В настоящее время удины стремятся активно участвовать в формировании многонационального азербайджанского народа и найти свою нишу в строительстве новой демократической Азербайджанской республики.
|